суббота, 4 августа 2012 г.

сдпг политическая партия в германии в послевоенное время






Партийно-политическая система

Загрузка. Пожалуйста, подождите...



Под политической системой мы понимаем упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены политическим, социальным, юридическим, идеологическим и культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима. Составной частью политической системы современного общества является партийная система, состоящая из политические партий, их положения в государственной и гражданской структурах общества, характера взаимодействия каждой из них с другими политическими партиями, их политики по отношению к молодежным, профессиональным, женским и другим организациям и т.п. Без политических партий невозможно действенное отстаивание прав как всего общества, так и его отдельных структурных элементов, демократическое правление в целом. Этого тезиса придерживаются все основные теории конкурентной демократии, в том числе теория международного христианско-демократического движения. Базируясь на христианских духовных ценностях и демократических принципах, имея определенную связь с христианскими церквами, опираясь на те характерные черты политической культуры, которые свойственны странам со значительной долей среди населения христиан, прежде всего, католиков, теория международного христианско-демократического движения исходит из необходимости многопартийной политической системы, политической борьбы по установленным законами процедурам, учета интересов меньшинства и их защиты, так как при демократическом режиме лозунги свободы, справедливости и равенства не могут быть отнесены только к победившим на выборах партиям. В своем политическом измерении международное христианско-демократическое движение прошло три этапа: конфессиональный, не конфессиональный и межконфессиональный (народный). Для первого этапа характерно существование католических партий. Такие партии существовали в XIX начале ХХ вв. в ряде католических стран: Франции, Италии, Германии и др. Эти партии стремились защитить интересы прежде всего Католической Церкви и католиков. Второй этап это этап перехода от католических партий к народным партиям, охватывающий период между первой и второй мировыми войнами. На этом этапе внутри католического движения появляются новые формы христианской демократии народные партии, существование которых хотя и недолгое, окажет большое влияние на христианский мир и демократию. Эти партии не конфессиональные, хотя и христианского направления, менее прямолинейны в защите религиозных интересов, что было присуще старым католическим партиям, и более связаны с защитой демократических свобод [1]. К не конфессиональным партиям относились Народная партия (Пополяри) Италии, Народно-демократическая партия Франции, Народно-социальная партия Испании, Народная партия Чили, немецкая партия Центра позднего периода и др. Возникновение народных партий было вызвано двумя политическими факторами: демократизацией общественной жизни после 1918 г. (распространением всеобщего избирательного права, введением пропорционального представительства и др.) и возрастающей политизацией народных масс. Однако народными в полном смысле этого слова они тогда еще не стали. Разногласия между католиками и протестантами не были преодолены. Межконфессиональный (народный) этап в развитии международного христианско-демократического движения начался в ходе Второй мировой войны. Этому этапу положило начало создание Христианско-демократической партии Италии, Христианско-демократического союза Германии и многих других подобных партий. Преследования и притеснения, которым подвергались христиане в период фашизма, участие католиков и протестантов плечом к плечу в Сопротивлении, неприятие ими коммунизма и опасения, что их страны могут стать социалистическими, сблизили представителей обоих вероисповеданий и создали возможность политического союза между ними. Уже в самом разгаре войны в 1943 г. в Италии была создана Христианско-демократическая партия (ХДП). Ее основой стали организации Католического действия, продолжавшие при фашизме деятельность запрещенной в 1926 г. Народной партии. В качестве своей официальной идеологии она провозгласила социальное учение Католической Церкви. Это учение предопределило в дальнейшем главные направления политической практики итальянских христианских демократов. В политическом спектре ХДП изначально заняла центристскую, реформистскую позицию. В ее Программе, известной под названием Реконструктивные идеи христианской демократии, говорилось, что движущей силой общественного развития должен быть солидаризм всех социальных классов и слоев населения, а политическая власть должна носить солидаристский характер, так как христианско-демократическая партия не может исходить из интересов какого-либо класса. Более того, согласно этой программе, только дух братства, вдохновленный Евангелием, может спасти народы от катастрофы, к которой ведут тоталитарные режимы. Основными принципами ХДП объявлялись права человеческой личности, свобода личности, неприкосновенность и социальная функция частной собственности, патернализм и клерикализм (однако ведущая роль Церкви была ограничена духовной сферой). В философское основание теории и практики ХДП были положены, главным образом, персоналистские концепции Ж. Маритена и Э. Мунье, заслуга которых перед итальянскими христианскими демократами была отмечена, например, основателем ХДП А. Де Гаспери, назвавшим Маритена маяком католического мира, и Л. Стурцо. Либерализм, писал Стурцо, стремился дезорганизовать общество, растворить его в личности так, что, совершив это, он вынужден был прибегнуть к системе всесильного (фашистского. М.С.) государства и, фактически, сделал основной упор на защите буржуазии как правящего класса, отождествляя экономические интересы этого класса с народом вообще. По этой причине развился с такой силой и так решительно социализм. Теория персонализма берет из либерализма и социалистического опыта все то, что в них есть здравого, как бы синтезирует его на основе принципа превосходства человеческой личности [2]. Основная идеологическая цель персонализма в интерпретации лидеров ХДП заключалась в опровержении атеистического социализма, в утверждении антикоммунизма. Антикоммунистическая политика ХДП рассматривалась как естественное продолжение борьбы Католической Церкви с атеизмом. С этой точки зрения, сотрудничество христианских демократов в 1944=1947 гг. в коалиционных правительствах с социалистами и коммунистами (на выборах в 1946 г. ХДП получила 35,2%, ИСП 20,7%, ИКП 18,9%) было временным явлением. Начало холодной войны, подписание Италией мирного договора с США подталкивали ХДП к формированию правительства без участия коммунистов и социалистов. Поводом к этому послужили внутриполитические события: в 1947 г. банда мафиози стреляла в участников первомайской демонстрации на Сицилии. Это вызвало кризис и роспуск правительства. В состав нового правительства коммунисты и социалисты не были включены. Эту линию ХДП активно поддержал римский Папа Пий XII, издавший декрет об отлучении коммунистов от церкви. Таким образом, внутренний фронт антикоммунистической борьбы, выражаясь словами Де Гаспери, стал центром монолитного фронта внешней обороны. Следующим важным положением ХДП было провозглашение ее аконфессиональности. Такое положение придавало ХДП независимость от прямого управления со стороны Католической Церкви (это для партии было весьма актуально) и снимало с Церкви ответственность за деятельность партии. Оно разграничивало деятельность католиков в социально-политической сфере и римской (папской) курии. Единство общества, основанное на лидерстве ХДП, должно было стать реальностью. Это единство не требовало единообразия между верой и политической деятельностью. В нем могли сойтись как верующие, так и неверующие. Примиряя классы, формируя союз предпринимательской буржуазии и католического движения, ХДП становилась внеклассовой партией. В ее программе утверждалось, что это единство должно было обрести определенную форму, которая по своему духу не могла быть не христианской, т.е. речь шла о межклассовом представительстве членов ХДП рабочих, крестьян, предпринимателей и средних слоев на основе католического социального учения и персонализма. Выступая с позиций межклассового сотрудничества, программа ХДП определяла место партии в политической системе Италии в качестве буферной политической силы между Католической Церковью и государством. Еще в ходе Второй мировой войны многие лидеры ХДП заявляли о приверженности третьему пути развития своей страны. В качестве модели они рассматривали государственное вмешательство в экономику, основанное на христианских принципах. Однако впоследствии акценты в значительной степени сместились в сторону свободного рынка, неокапитализма, была отброшена христианская концепция экономики и общества. А взамен были восприняты соответствующие элементы из арсенала либерализма и западных идеологий, начиналось развитие технократической линии в ХДП [3]. Практически неизменной оставалась только политика дирижизма, обусловленная наличием в стране крупного государственного сектора, для которого в 1965 г. было введено программирование, а с 1967 г. пятилетний план. Поставив во главу угла политику антикоммунизма, недопущение к власти коммунистов в ущерб борьбы с монополиями, решения социально-экономических проблем, проблем политического экстремизма, терроризма, мафии, коррупции, устранения противоречий между промышленным Севером и сельскохозяйственным Югом страны, ХДП в течение своего длительного правления по причине частых правительственных кризисов и постепенного ослабления своего влияния была вынуждена образовывать периодически правительственные коалиции с различными партиями, за исключением крайне правых и крайне левых. Лишь в 19761979 гг. христианско-демократическое правительство осуществляло политику национальной солидарности, опиравшуюся на большую коалицию воздержавшихся, куда входила и ИКП. С 1983 г. в Италии существовали пятипартийные правительства, состоявшие из представителей ХДП, ИСП, ИСДП, ИРП. Но такая полуторная демократия исключала создание предпосылок для так называемой маятниковой оси, т.е. возможности ротации партий на правительственном уровне. На политическом олимпе Италии постоянное господствующее положение занимала ХДП. В этом проявлялась, по мнению А.А. Амплеевой, аномалия итальянской партийно-политической системы. Чтобы наглядно показать динамику соотношения основных политических сил в Первой республике, приведем итоги выборов в Палату депутатов (в %): * С 1991 г. Демократическая партия левых сил (ДПЛС). ** Совместные кандидаты от ИКП и ИСП Демократического фронта (ДФ). *** Совместные кандидаты от ИСП и ИСДП Объединенной социалистической партии (ОСП). Как видно из таблицы, на рубеже 80-90-х гг. ведущие партии Италии ХДП и ИКП стали стремительно терять свои позиции. По сути, партийно-политическая система Италии, созданная на основе Конституции 1947 г., в начале 90-х гг. ХХ в. оказалась в глубочайшем кризисе, вызванном как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним причинам относятся подкуп и коррупция, достигшие чудовищных размеров, связь многих политиков с мафиозными кланами, клиентелизм, скандалы, вызванные судебными разбирательствами, проведенными в ходе операции Чистые руки, в результате чего борьба с коррупцией приобрела политический характер; внешние падение Берлинской стены, воссоединение Германии, распад СССР и Варшавского Договора. Для Италии это событие имело особое значение. Ибо рухнула та идеологическая опора коммунистический жупел, на которой создавалась и держалась политическая система страны и которая позволила ХДП как идеологическому противнику коммунизма столь долго находиться у власти. Вместе с падением коммунистической опоры рухнула и партия христианских демократов. С падением ХДП и коммунистической идеологии завершилась история Первой республики Италии [4]. Выход из кризиса итальянский народ нашел в отказе от коррумпированной политической системы, в либерализации и приватизации. В 1993 г. партийно-политическая система подверглась коренной ломке. В отличие от коммунистов, успевших реформировать свою партию, христианским демократам, равно как и социалистам, социал-демократам, республиканцам и либералам, не удалось этого сделать. Запоздалая попытка преобразования партии, предпринятая в 1993 г., привела к расколу ХДП. На ее основе образовались Итальянская народная партия, Объединение христианских демократов, Христианско-демократический центр и др., которые сегодня оказались в разных партийных коалициях. Так, например, Объединение христианских демократов и Христианско-демократический центр входят в правоцентристский Дом свобод, а Итальянская народная партия в левоцентристское Оливковое дерево. Вместе с тем, эти партии сохранили за собой место центра среди нынешних итальянских партий, что является неплохой основой для их объединения. По сравнению с ХДП Италии ХДС Германии, созданный в 1945 г. на идеологической платформе среднесословных социальных групп, находившихся под влиянием не только католической, но и традиционно буржуазной, консервативно-либеральной культуры, добился гораздо бoльших результатов. Дело в том, что ХДС сумел органично заполнить духовный вакуум, образовавшийся в разрушенной, разочарованной своим прошлым и сомневающейся в своем будущем стране, сохранить преемственность национальной идеи сильной Германии, сформулировать новые позитивные ценностные установки. В принятой в 1947 г. Аленской программе нашли широкое отражение идеи христианского социализма, ставшие вершиной социальной программы ХДС, изложенной в христианском духе. Однако уже в 1948 г. сторонники христианского социализма перестали доминировать внутри партии [5], в результате чего выбор был сделан в пользу концепции социального рыночного хозяйства, которая была компромиссом между сторонниками либеральной рыночной экономики и сторонниками христианского социального учения. В принятой в 1953 г. Гамбургской программе ХДС были закреплены базовые принципы конституционно-правового строительства западногерманского государства и социального рыночного хозяйства как национальной экономической системы, ориентация партии на духовное возрождение немецкого народа. ХДС выступил за жесткий антикоммунистический курс, отказ от признания восточногерманского государства, тесное сотрудничество с НАТО и европейскими интеграционными структурами. В дальнейшем эта идеологическая концепция ХДС предопределила основные пути политического и социально-экономического развития ФРГ. Нынешняя Программа ХДС, признавая, что из христианской веры нельзя вывести какую-либо определенную политическую программу, подчеркивает связь с христианскими ценностями и христианской этикой. Наша политика, говорится в ней, основывается на христианском понимании человека и его ответственности перед Богом. Для нас человек творение Бога, а не последняя мера всех вещей [6]. Именно христианское понимание человека составляет этическую основу для ответственной политики, в рамках которой представляются возможными совместные действия христиан и не христиан. Благодаря этому ХДС стал первой в истории Германии партией, объединяющей большую часть католических и протестантских кругов, буржуазных и средних слоев. Основатели ХДС, большинство которых вышло из рядов партии Центр, католических организаций и христианских профсоюзов, были единодушны в том, что новое германское государство должно быть демократическим, республиканским, правовым и федеративным, а демократия способной и готовой защитить себя. Возврат к христианским представлениям и ценностям был для ХДС наилучшей гарантией построения гуманного, свободного, демократического, правового и социального государства. Самый надежный фундамент нового общественного строя христианские демократы усматривали в христианских ценностных представлениях, идеалах немецкого гуманизма, католическом социальном учении и христианской социальной этике. Первым руководителем западногерманской христианской демократии и Федеративной Республики Германии стал К. Аденуэр, бывший мэр К

Комментариев нет:

Отправить комментарий